Интерес возникает, когда:
1. Отсутствует 100% предсказание.
Например, нам неинтересно играть в какую-то игру, если соперник очень слабый (или наоборот очень сильный) и заведомо знаем исход игры.
Именно поэтому в детстве, когда более взрослые дети собираются играть с младшими и заведомо слабее, например, в футбол, то пытаются уравнять силы большей численностью младших соперников или вводят разного рода ограничения для более сильных: например, вратарю старших нельзя играть руками и т.п.
Нам интересны фильмы с непредсказуемым ходом действий и наоборот, если понятен дальнейший ход событий, то это становится неинтересным.
Основа отсутствия 100% предсказания это наша идея:
«Я – Не Причина того, что создаётся/происходит».
У нас есть идея, что физическую вселенную кто-то создал, негативные собственные мысли, эмоции и состояния сами появляются и я не могу их на 100% контролировать и т.п.
Для поддержания сильного интереса создание собственным эмоций и состояний мы переводим на уровень неосознанности, в ранг привычки.
По сути почти все мы состоим из привычек - привычка злится, привычка бояться, привычка быть недовольным, привычка курить и т.п.
Именно из-за непредсказуемости, несмотря на наше сильное желание что-то получить или чего-то избежать, мы обычно получаем неожиданно.
Причём как что-то хорошее, так и плохое.
Мы настолько стали считать себя НеПричиной происходящего, что очень много наших усилий теперь мы направляем на то, чтобы повысить предсказуемость.
Для этого мы составляем планы продаж, например, обучаемся чему-то, чтобы с более высокой предсказуемостью получить желаемый результат.
2. Происходят Изменения, существуют Различия.
Если не будет изменений, то нам станет очень быстро неинтересно. Ну представьте, что НИЧЕГО не меняется, ВООБЩЕ НИЧЕГО… И «думаете» только ОДНУ мысль… Нет изменений…
Это абсолютно НЕИНТЕРЕСНО.
Именно поэтому, мы и видим постоянные изменения и внутри нас (мысли меняются – то об одном, то о другом думаем), так и вне нас - всё вокруг находится в движении: планеты, люди, машины, объекты, животные и т.д.
Кроме того, все объекты имеют разные формы, разные размеры, цвета, видимость, разную массу и т.п.
Изменения и различия необходимы, чтобы существовал Интерес.
Можно наблюдать, что одни и те же изменения, или похожие изменения, спустя какое-то время начнут восприниматься как отсутствие изменений. В этом случае опять же появляется Предсказуемость.
Например, человек начинает оконный бизнес – производство и установку окон. И поначалу будет всё очень интересно – разные клиенты, разные окна по форме, по цвету, по конфигурации, по материалам самих окон и т.п.
Но вот представьте, что он занимается производством и установкой окон уже лет этак 15 или 20. К этому времени он уже столкнулся с самыми разнообразными заказами и клиентами, он уже знает, что вряд ли будет что-то сильно отличаться от того, что уже было…
Появляется высокая степень предсказуемости и интерес начинает угасать.
Угасание интереса собственника или руководителя и есть основная причина угасания бизнеса.
Кстати, именно в связи с этим абсолютно всё когда-то заканчивается – становится просто неинтересно.
Цикл существования:
Создание (возник интерес) -
Продолжение создания (есть интерес)-
Прекращение создания (нет интереса)
3. Эмоции, чувства и состояния
Создание эмоций (радость, веселье, энтузиазм, страх, беспокойство гнев и т.п.), чувств (чувства близости, родства,, одиночества; удовлетворённости, неудовлетворённости, любовь и т.п.) и различных состояний (увлечённость, депрессия, подавленность, замешательство и т.п.) это очень и очень интересно для мыслящей/живой субстанции.
Мы все испытываем/создаём эмоции и состояния (и, естественно, их чередование!). Эмоции испытывают животные, птицы и даже растения. У меня есть уверенность, что и более простейшие организмы испытывают/создают нечто подобное.
Мы привыкли связывать наши эмоции с конкретными обстоятельствами жизни: выдали неожиданно премию на работе - радуемся, удержали из зарплаты - расстраиваемся. Мы считаем, что обстоятельства вызывают определенные эмоции, но это не так на самом деле.
Мы хотим испытывать/создавать определенную эмоцию и находим обстоятельства, которые соответствуют конкретной эмоции.
Есть люди, которым интересно быть недовольными (создавать недовольство) и они ищут чем быть недовольными - зарплата маленькая, законы плохие, люди сволочи и т.д.
А есть противоположная категория - они стараются найти в окружающем мире что-то хорошее: дорогу отремонтировали, небо красивое, птички поют, люди помогают друг другу. Они радуются тому же самому окружающему миру в котором живут и люди из первой категории.
Разные люди по разному реагируют (создают состояния, эмоции) на одно и то же обстоятельство:
один - "Ай, всё плохо! Всё пропало!";
другой - "Ничего страшного, всё решаемо и это даже интересно!"
Эмоции кроме качественной составляющей (сама эмоция - гнев, радость и т.п.) имеют и величину, амплитуду. Эмоция может быть сильной или слабой.
Величина/сила эмоции напрямую зависит от степени важности или насколько что-то является "хорошим" или "плохим".
4. Важность, хорошо/плохо, правильно-неправильно, разумно/глупо.
Из определения слова «интерес»: «3.Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-либо или к чему-либо важному, полезному; занимательность, увлекательность».
Мы считаем что-то важным от нашего окружения за счёт согласия.
И в основном за счёт согласия с "Авторитетом".
Авторитетом мы считаем того, кто успешнее, кто сильнее, кто лучше, кто красивее, кто больше знает о какой-либо области.
В момент согласия мы принимаем точку зрения «Авторитета». И получается, что согласие – это по сути «сомыслие».
Мы приходим в этот мир как чистый лист бумаги.
Когда мы ещё дети, авторитетом для нас является кто-то из родителей.
Поначалу это мама, так как мы в ней начинаем нашу жизнь. Мы осознаем её как сильную, она много что знает, она получает желаемое, она обеспечивает мне, ребенку, выживание. Мы считаем её авторитетом, у неё надо учиться. С момента зачатия и до рождения мы в основном от неё получаем первые понятия важного, неважного, плохого или хорошего.
Мы учимся (а по сути соглашаемся), когда надо смеяться, когда грустить, когда обидеться и т.п.
А иначе, откуда мы вообще это узнаём?
Например, откуда ребенок узнает, что опаздывать на работу плохо, кроме как от взрослых?
Затем авторитетом может стать кто-то из братьев или сестёр, из друзей, руководителей, философов, религиозных деятелей, политических лидеров, писателей и т.д.
Так появилась, продолжает существовать и изменяется культура нации.
Культура нации – это укоренившиеся согласия относительно того, что является «важным»/ «неважным»; «хорошим»/«приемлемым»/ «плохим»; «правильным»/ «неправильным»; «разумным»/ «глупым», «красивым»/ «безобразным», которые распространены на определенной территории и передающиеся из поколения в поколение. Сюда также входят различные реакции, эмоции и состояния такие как обида, чувство вины, страх, беспокойство, смех, чувство радости, состояние удовлетворенности и т.д.
Если бы мы появились и были воспитаны в другой цивилизации где, например, нет вообще такого явления как "обида" то, увидев человека, который обижается, мы бы пришли в большое недоумение (если в другой цивилизации есть такое состояние как недоумение :) ) - "А что он делает? А зачем он это делает? Зачем обижается??? В этом же нет абсолютно никакого смысла!!!"
То, что считается «хорошим», «правильным», «разумным» желательно и мы хотим, чтобы это присутствовало в нашей жизни.
«Плохое», «неправильное», «глупое» мы стараемся избежать.
Следовательно, «хорошее»/«правильное»/ «разумное» порождает интерес, «плохое»/«неправильное»/«глупое» убивает интерес.
Например, воровать считается плохим действием и поэтому большинство не ворует.
Но некоторые люди воруют, поскольку быстро и без особых усилий можно получить нечто «хорошее», ценное. И для этих людей получить быстро что-то желательное за счет воровства важнее (интереснее), чем не воровать и не получить быстро желаемое.
Вспомните, когда кто-то рассказывает о чём-то хорошем (например, купил красивую одежду), то у нас, скорее всего, тоже возникнет желание купить эту же вещь или нечто подобное.
А когда кто-то из «авторитетов» скажет, например: «Фу, тебе эта вещь совсем не идёт и тебя старит», мы, вероятно, уже и не наденем её.
«Плохое» в нашей культуре имеет большую важность, чем «хорошее».
Поясню на примере. Допустим, у Вас происходит что-то очень-очень хорошее. Ну что может быть самым хорошим и желательным?.. К примеру, первый секс с любимым человеком. Верх блаженства и счастья!
Но в этот момент вдруг возникает угроза Вашей жизни или жизни любимого человека...
Вот сто пудов Вы направите своё внимание на то, как избежать эту угрозу! И про секс точно не будете думать…
Умереть считается в нашей культуре «очень плохим».
Из-за того, что «плохое» имеет большую важность или больший интерес, обычно люди с возрастом всё больше и больше начинают обращать внимание не на «хорошее», а на «плохое». И это плохо, и то, и то… Им уже неинтересно что-то хорошее.
Следующие факторы я считаю не такими важными в создании интереса с точки зрения управления собственными мыслями и эмоциями, но они имеют место быть.